Лена

Friday, February 19, 2010

Горный Алтай - Уймонская долина

Есть в Горном Алтае Уймонская долина. Весной ее щедро покрывает ситцевым ковром полевых цветов, осенью обливает золотом осыпающихся листьев. Меня почему-то привлекают своим мимолетным очарованьем именно эти времена года. Одно – торжествующее начало, второе – непоправимый конец. Зима и лето – предсказуемы и скучны, одно - душераздирающий холод, второе - изнуряющая жара. Это что-то устойчивое – середина. И только в ускользающем предчувствии радости или горя можно разглядеть истинную сущность и силу жизни.
В Уймонской долине издревле селились староверы. Когда-то они сами выбрали себе это место, сочтя его Страной Счастья. Цивилизация, Слава Богу, не торопилась, да и теперь не спешит, облагодетельствовать эту землю, поэтому жили так, как учили отцы и деды. Благодаря их мудрости, во взаимоотношениях преобладали честность, любовь к ближнему, уважение к старости.
Уймонская долина так мала в мировых масштабах, что мне не доводилось ранее слышать ни о ней, ни о ее народе. Узнала о них от одной маленькой, милой женщины – учительницы истории из местной школы. Много лет назад она приехала сюда учить детей, да и влюбилась в эту землю и живущих здесь людей. Простой, по сути, деревенской женщине хватило образованности и душевной доброты, чтобы суметь разглядеть и оценить чужие достоинства (я всегда боялась пройти мимо даже самого маленького чуда и не заметить его). Она щедро делится с нами тем, что знает о земляках, запечатлевая свои мысли на бумаге (кстати, прекрасным литературным языком, что сейчас немалая редкость) и в коллекции старинных предметов домашнего обихода, создав и поддерживая дом-музей староверов в Верхнем Уймоне. Музей так уютен и мил, что зайдя, из него не хочется уходить.
Когда она встречает гостей и рассказывает о своей земле, время останавливается, а на глазах посетителей навертываются слезы от внезапной горечи прозрения: как несовершенен мир, и как не торопимся мы поправить это несовершенство.
Ее речь журчит ручейком, и на каждую тему в запасе есть добрая уймонская поговорка. Тут и о гостеприимстве “Бой красен мужеством, а хозяин – дружеством”, и об отношении к родителям “Жить – матери-отцу служить”, и об отношении к Родине “Родима сторона – мать, а чужбина - мачеха”.
Она, словно священник в храме (да, пожалуй, не каждый священник так сумеет), добродушной, ненавязчивой и необыкновенно искренней беседой очищает души от суетного, нечистого, незначимого и приближает к святости этой земли.
После не принимает никаких благодарностей, считая, что благодарить надо не ее, а тот дивный народ, о котором она повествует.
Покидая Верхний Уймон, поймаете себя на мыслях о том, как мелки случающиеся иногда семейные раздоры, никчемны будничные переживания, ничтожны разногласия и как нехороши бывают наши поступки. А ведь где-то есть настоящая алтайская “чудь” – люди, которые дорожат достойным, сторонятся худого и точно знают, как надо жить, чтобы не нарушать согласия с не нами созданным миром.
Уймонские “девчонки и мальчишки, а также их родители!”. Как вам повезло-то, потому что родились на этой земле, потому что живете рядом с необыкновенными людьми, которым есть что рассказать о вас самих и у которых есть чему поучиться.
Я завидую вам!

Thursday, February 18, 2010

Вы когда-нибудь бывали в Горном Алтае?

Нет? Да Вы в жизни-то еще ничего не видели!
Что там у Вас имеется: 2-х этажный коттедж, Лексус, Тойота, Мерседес, ах, Бог мой, может быть, самолет? Пустое! Вы не видели Горный Алтай! Надо срочно паковать чемоданы и мчаться в указанном направлении. Потом мне спасибо скажите. Не за материальные блага (этого там точно не получите, нисколько), но душевное состояние не зависит от стоимости того, чем мы себя окружаем. Приобретая мирское, не лишаем ли мы себя божественного? Что-то есть в жизни поважнее? Я хочу поговорить с Вами об этом.
В нашем сегодняшнем разговоре вполне уместна тональность до мажор, потому что нет ничего мажорнее, чем естество и чистота.
Горный Алтай – это то самое естество, островок девственной природы, искрящихся на солнце родников, из которых можно, не опасаясь за здоровье, пить воду, а если умоешься, то прозреешь (я так и не поняла местных жителей: в смысле возврата зрения или понимания жизни, - но склоняюсь к последнему). На склонах гор пасутся бесчисленные стада пугливых маралов, а в гуще лесов обитают дивные животные, типа кабарги - самого маленького оленя. Чистота природы и помыслов сосуществуют в абсолютно дружеских отношениях, а люди искренне считают, что как раз здесь и есть земной рай.
Наверное, нет на земле места, более лишенного каких-либо признаков цивилизации, чем маленькие деревушки Горного Алтая. Если Вы поклонник комфорта, то Вам - не сюда. Даже на автобусной станции (железной дороги здесь нет и никогда не было!) может не посчастливиться найти элементарного туалета, а если углубиться в горы, то уж простите, теперь Вы - дитя природы.
Комфорт не может родить сказку, он рождает прекрасную быль, в которой удобно жить, но нет места фантазиям. Здесь же за каждым кустом и пригорком Вас ожидают старинные притчи о сильных богатырях, загадочных шаманах, дико приплясывающих вокруг костра, прекрасных женщинах в белых одеждах, которые выходят из раскалывающихся в нужный момент гор и помогают добру победить зло. А если мы соорудим на вершине такой горы туалет? Кто тогда поможет добру?
Таинственный мир не любит вмешательств и вторжений. То место, куда ступает наша нога, покидают мифические герои. Старички-боровички, болотные кикиморы и лешие живут в темных непроходимых лесах и глубоких тинных болотах. Все это есть в Горном Алтае, потому и что ни шаг, то легенда.
Горный Алтай для меня ассоциируется с творчеством Николая Рериха (а ведь он бывал здесь, пусть и очень непродолжительное время!).
Смотрела я на геометрию голых, розово-желтых горных вершин его картин и не понимала, откуда у художника такие вымыслы. И завидовала глазам, которые видят несуществующее в природе.
А теперь я знаю, что действительность может быть совершенно неожиданной: и с “неведомыми дорожками”, и “невиданными зверями”. Оказалось, что горы умеют полыхать на закате, слепить глаза буйствующим жизнью разнотравьем, а бывает и окутывают леденящей синевой холода.
Кто не верит или никогда не видел подобного, пожалуйте в Кош-Агач! Полюбуетесь на пейзажи иных планет. Здесь растительности практически не бывает ни зимой, ни летом. Из деревьев у ручья наклонилась одинокая лиственница (еще некоторое время назад их было 2, потом одна упала в воду). И только великолепные Рериховские горы вносят разнообразие и красоту в этот космический мир песка и камня.
Горный Алтай – уникальное место, где сохранилось язычество. Алтайцы обожествляют природу, поклоняются священным животным, верят в силу огня, ветра, благоговеют перед стихией горных рек. Для них все вокруг живое, а национальный богатырь с Рериховских полотен, крепко сидящий в седле коня на своей земле – олицетворение желаемого совершенства: единение с природой и через него обретение необычайных способностей, направленных на процветание своего края. Как всякие язычники, алтайцы бережно относятся к историческим корням и традиционной культуре, с уважением – к накопленной народом мудрости.
Здесь можно встретиться с удивительными жизненными установками. Если вы не увидите возле дома алтайца сада или газона, не спешите делать выводы о лености хозяина (я сама, было время, обманулась). В некоторых селениях существует поверье: “иголки выколют, береза выметет, а кедр у дома – это гроб растет”. Считается, что посадка деревьев несет в дом беду. Однако никогда алтаец не тронет дикого дерева, даже если оно растет на его территории. Это святое, потому что подарено Природой.
Если посмотреть на Горный Алтай с поэтических позиций, то, пожалуй, это древний старец с длиной белой бородой, изборожденный глубокими морщинами знаний того, что нам никогда не узнать. Вот он рядом, сидит на открытой поляне в сумраке закатных гор. Кажется, стоит протянуть руку и можно прикоснуться к неизвестному. Попробуйте… Чтобы дотянуться до него, надо быть алтайцем, родиться и вырасти на этой земле, и быть преданным ей всю жизнь. Чужакам остается только издалека любоваться его житейской мудростью и бескорыстностью мыслей и деяний.

Thursday, February 11, 2010

Bесенний авитаминоз?..

Я не люблю писать в пустоту. Должен быть хотя бы один персонаж, которого интересуют затрагиваемые мною темы. Для себя мне писать скучно. Поэтому расстраиваюсь, что ребята не только ничего не делают для поддержки отношений, но даже не откликаются на твои усилия. Может, им нечего сказать? Или им не нужны никакие отношения? Как только я чувствую отсутствие интереса, у меня пропадает желание общения.
Вчера не ходила на работу, что-то моя простуда меня стала доставать. Пыталась лечиться, но, кажется, дело это небыстрое. Похоже, до выходных мне в себя не прийти. Мы же с Людмилой Анкудиновой так и продолжаем посещать сауну. Каждую субботу, строго регулярно. Вот и хочется поправиться, чтобы получить там порцию очередного удовольствия.