Лена

Friday, August 28, 2009

На следующий день утречком пораньше с восходом солнца потянулись к океану, причем потянулись по интуиции, вслед за чайками, не имея ни карты, ни даже предположительного направления, просто двинулись вдоль красивой широченной улицы. Птицы вывели нас к желаемой цели! Через 30 минут перед нами во всем своем величии раскинулся необъятный синий-синий красавец Атлантический океан! Мощь водной океанической стихии как будто надавила грузом на плечи и породила желание спрятаться, хотя бы лечь на песок, чтобы тебя было меньше видно. Ощущения очень похожи на те, которые испытываешь, входя в средневековый готический храм: что я по сравнению с этим колоссом – невесомая, не имеющая никакого значения для мироздания песчинка. В то утро океан был сравнительно спокоен, хотя, видимо, полностью спокойным он не бывает никогда. Просто так раздеться и войти в него невозможно – это не мирное лесное озеро, даже в состоянии покоя он агрессивен, и возникает сомнение - удастся ли из него выйти. В подтверждение того, этот “красавец” за час в хлам разорвал летние туфли мужа. Они разлазились прямо на глазах оттого, что муж брел вдоль берега по мелководью. Чтобы вернуться, понадобилось искать… водоросли (никаких веревок под руками и быть не могло) - надо было притянуть подошву к ремешкам, а это не так-то легко, не все водоросли достаточны крепки, большинство рвется, как вышеупомянутые туфли. Такое неординарное решение естественно было запечатлено нами на фотокамеру.
Безбрежные океанские просторы Атлантики (как вселенная, у которой нет границ) не допускают мирских мыслей, тут место видениям неведомых кораблей, “путешествий за 3 моря”, далеких земель, необитаемых островов, тому, о чем в детстве в книжках читали. Здесь постоянно преследует вопрос: почему португальцы так легко бросали насиженные места и с радостью мчались от тихой гавани к неизведанным берегам (ведь завоевали пол мира). Что двигало их и заставляло кидаться в этот самый океан, чтобы долгие годы скитаться вдалеке от родных и родины? Здравые ответы, которые легко усваиваются вдали, а еще лучше - на уроках географии, здесь абсолютно неуместны. Юношеская романтика, жажда открытий, встреч с неизвестными животными, потайными пещерами, полными невиданных сокровищ, вытесняют последние проблески разума. Так и кажется, что вот еще чуть-чуть, стоит только повернуть прямо за этот угол, и столкнешься с каким-нибудь залихватского вида флибустьером. Углы также располагают к мыслям о несбыточном. Они столь же древни, как сама Португалия. Большое количество строений то ли от нехватки денежных средств, то ли умышленно, чтобы не слишком отдаляться от прошлого, не реставрируется, поэтому даже стены здесь остаются в первозданном виде. При наличии воображения и хотя бы малейшей склонности к мечтательности можно напутешествоваться мысленно, ни читать ничего не надо, ни в кино ходить! Вот она живая сказка прямо перед Вами! Даже не так, сказка- это из детства, мир Португалии – приключенческая юность. Эта страна для фантазеров, для тех, кто молод душой и не устал мечтать и удивляться.
Есть в Португалии еще одна достопримечательность, заслуживающая особого внимания. Это виноделие и знаменитый португальский портвейн. С детства упоминание этого сорта вина вызывало ироническую усмешку – “777”, суррогат для выпивох, спирт, разбавленный низкосортным фруктовым соком. Настоящий же портвейн, тот самый, который с любовью делают здесь, оказался напитком абсолютно изысканным. Для того, чтобы проникнуться духом Португалии и увидеть собственными глазами, с чего же это виноделие начинается, мы с мужем проделали путешествие на специальном поезде вдоль плантаций виноградников. Не могли оторвать глаз от бесконечных горных массивов, сплошь засаженных виноградом. Я так и не поняла, как можно ухаживать за растениями, посаженными прямо на склонах гор - с горки на горку что ли перепрыгивая? И каким образом урожай снимается и транспортируется к местам переработки? Уж слишком высоко все это произрастает, и горки уж больно круты. Поразили масштабы – 4 часа поездки на поезде (это же скорость соответствующая, а значит и расстояния значительные) мимо нескончаемых виноградников! Сам портвейн пробовали уже в Порто. Там есть специальные винные магазинчики, в которых продают вино, произведенное от 1880 года и до наших дней! В жизни такого не видывала! Даже бутылки, что дошли до нас из 19 века, не то стилизованы под старину, не то в самом деле покрыты слоем вековой пыли. Смотришь на них и видишь не меньше, чем погреба пиратского корабля! Такой портвейн очень дорог, мы пробовали попроще, но удовольствие получили, от которого не откажешься и которое (кто знает?) удастся ли когда-нибудь повторить.

Friday, August 21, 2009

Лето, ах, лето!


Как я ждала его, как мечтала о тепле, воде, зеленых красках, терпких ароматах - о том, что может освободить от внутренней напряженности, если не сказать - боли! Прошедшая зима вымотала нервную систему окончательно, подоспевшая вслед весна не принесла ожидаемого облегчения, несмотря ни на какие “Журчат ручьи, кричат грачи, и тает лед, и сердце тает”. Сердце никак не таяло, видно, Снежная королева поработала на совесть, а мечты никак не приближали к действительности. В голове то и дело, словно дятел, долбил вопрос: “Что же это и когда кончится?”. Сейчас я уже поняла: ничто и никогда не кончится – это моя жизнь, моя судьба, ее нельзя закончить (пока сама я не закончусь), можно слегка подкорректировать, да и то не всегда. Многое в жизни (особенно в области взаимоотношений между людьми – дома, на работе, с соседями по подъезду) от тебя не зависит. Если кто-то, к примеру, начальник, тебя не любит, то и не полюбит никогда, хоть ты наизнанку вывернись. Тоже касается коллег, мужа, жены и т.п. Есть, правда, один вариант – перечеркнуть эту самую свою жизнь и начать все заново, но это уже из разряда экстремальных решений, которые принимаются людьми ну очень сильными и в периоды полного разочарования. А приведет ли это к желаемому результату? Боль, если уж появилась, останется с тобой навсегда, несмотря ни на какие перемены. Зощенко в конце жизни был так ею разочарован, что резюмировал: ”Жизнь гораздо проще, обиднее и не для интеллигентных людей”. Вот как! Но нам пока (какие наши годы!) не пристало прекращать очаровываться и думать, что, наверное, все еще не так плохо, как иногда кажется.
Наконец, пришло время, и это самое ожидаемое мною лето все же наступило, а вместе с ним время исполнения заветных желаний и осуществления самых смелых надежд! Я подалась в Прагу к мужу, а из Праги мы вместе слетали в Португалию. Все, что происходило в остальной временной период, незначительно, так как непосредственно к лету и неотъемлемому от него отдыху отношения не имеет. Заранее отмечу, что моя цель сейчас - не рассказать о том, что надо смотреть в Чехии, что в Португалии, что есть и что сколько стоит – это не инструкция для туристов, а выборочные заметки, отражающие эмоциональное состояние минувшего лета.
Начнем с Португалии… Загадочная страна, сладкая и густая, как карамель – таково мое впечатление. Все въезжающие сюда мотивируют поездку одними и теми же словами: “Никогда не был, надо бы посетить”. А посетить и в самом деле стоит. Португалия никого не разочарует: ни любителей, ни любителей серфинга, ни любителей баров и кафе, вкусно покушать и хорошо выпить. Подлетали мы к Порто ночью, вся Португалия показалась единым огромным городом, так ярко светились огни, которым не было конца вдоль всего побережья Атлантического океана. Где границы между населенными пунктами? Как бы и нет, так густо эта страна населена. Ослепительный каскад света над ночным городом навеял мысли о непрекращающемся празднике и вечном карнавале. Как раз то, что нужно людям, вырвавшимся из серых будней и обессиленных в бесконечной борьбе с обстоятельствами! Оказалось же, что португальский народ подвержен всеобщей привычке по ночам мирно спать. Ночные улицы сонны и безлюдны, не смотря на профессиональное освещение. Португалия тиха и спокойна, жизнь в ней течет плавно и неторопливо, народ сдержан. Никакого отношения к бразильским страстям и мексиканским сериалам эта страна не имеет.